Операционный риск

Банковской деятельности присущи не только специфические банковские риски, но и операционные, т.е. риск, возникающий по причине осуществления различных действий (операций) в процессе банковской деятельности. К операционным рискам часто относят иубытки, обусловленные ошибками в используемой модели или методах оценки и управления рисками.

Операционный риск подразделяется на несколько подвидов рисков, количество которых зависит от специфики деятельности банка. Наиболее часто встречающиеся составляющие операционного риска приведем в таблице № 11. Рассмотрим подробнее некоторые подвиды операционного риска.

Традиционно о человеческих ресурсах больше пишут в связи с проблемами управления персоналом ив меньшей степени – в связи с управлением рисками. Однако высшее и среднее руководство банка и его филиалов, начальники служб


управления персоналом в своей деятельности должны учитывать кадровую составляющую рисков, связывать в единый процесс две системы - управление рисками и управление людьми.

Известно, что процесс управления персоналом включает несколько элементов: подбор и найм персонала; определение целей и задач, формулирование требований; оценка результатов, движение персонала, развитие и обучение; оплата труда и стимулирование.

На каждом этапе, соответственно, возникают риски, но одновременно появляются условия для их минимизации.

Большинство кадровых рисков можно отнести к операционным, так как они связаны с нарушениями технологий, процедур и корпоративных правил, со сбоями во внутреннем контроле и организации, с невыполнением должностных обязанностей, низкой квалификации, ошибками и злоупотреблениями.

Можно выделить риски, самым непосредственным образом связанные с людскими ресурсами. Так, еще до появления конкретных людей на рабочих местах может возникнуть должностной риск, характер которого состоит в несоответствии самой должности видам деятельности, целям, задачам, функциям и технологиям. Причинами его может быть неадекватное штатное расписание или искаженное описание должности. Подобные ситуации приводят к сбоям в технологических и управленческих цепочках, появлению белых пятен в должностной структуре, дублированию функций или его отсутствию там, где это необходимо. Минимизировать этот риск можно формированием обоснованной структуры должностей. Полномочий и ответственности, а также составив методически грамотные описания должностей и процедур деятельности. Затем на конкретных должностях появляются работники - менеджеры, специалисты, клерки, - и может возникнуть квалификационно-образовательный риск. Суть его - в несоответствии работника занимаемой должности. Причины могут быть самые разные - недостаточные или избыточные знания, навыки, квалификация; неадекватный для данной должности стиль поведения по отношению к банку, клиентам, окружающим. Все это приводит к снижению качества услуг. Ошибкам и сбоям в работе сверх нормального уровня, завышению затрат, снижению мотивации работников, а также результативности их труда, возникновению конфликтов, потере нужных сотрудников и невозможности избавиться от ненужных. Здесь в качестве способов управления данным риском можно использовать продуманные системы отбора и расстановки кадров,


планирование карьеры и движения персонала, работу с кадровым резервом, обучение и повышение квалификации, внедрение современных методов оценки персонала.


Реклама:

Дополнения


Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

      Rambler's Top100