Виды коммерческих банков, их классификация

Коммерческие банки являются субъектами предпринимательской деятельности, основным звеном кредитной системы и функционируют согласно следующим принципам:

1. Коммерческий расчет: доходы покрывают расходы. Цель деятельности - получение прибыли при разумном риске.

2. Автономия: самостоятельно проводят ценообразование банковских операций, т.е. устанавливают самостоятельно % ставки по предоставленным кредитам, рассчетно - кассовому обслуживанию и другие операции.

3. Самоуправление: самостоятельно определяют стратегию и тактику своего развития.

Коммерческие банки стали создаваться в Украине после банковской реформы 1987-89 г.г. Первоначально они создавались как отраслевые (Укр-легбанк, Укрстройбанк, Укрмежвузбанк) и др. Постепенно статус коммерческих получили прежние государственные специализированные банки. Так, на базе республиканских Жилсоцбанка был организован Укрсоцбанк, Агропромбанка - АПБ Украина, Промстройбанка - Проминвестбанк.

Т.о. в Украине осталось только два государственных коммерческих банка - Укрэксимбанк и Ощадбанк.

В 1996 году эти два банка объединились с Укрсоцбанком, Агропромбанком Украина, Проминвесбанком и создали «Лигу крупных банков», которая объединяет их усилия на проведение кредитной и инвестиционной политики.

Коммерческие банки классифицируются по ряду признаков.

В зависимости от формы собственности они подразделяются на частные и государственные.

По форме организации:

- акционерные виды обществ открытого типа;

- закрытого типа;

- общества с ограниченной ответственностью.

Банки в Украине создаются в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или кооперативного банка.

Национальный банк Украины может отказать в государственной регистрации банка в случае, если:

1) нарушен порядок создания банка;

2) учредительные документы банка не отвечают законодательству Украины;

3) представлен неполный пакет документов, необходимых для государственной регистрации банка, или эти документы не отвечают требованиям Закона «О банках и банковской деятельности, либо нормативно-правовых актов Национального банка Украины;

4) у Национального банка Украины есть доказательства, подтверждающие отсутствие безупречной деловой репутации или отсутствие удовлетворительного финансового положения по крайней мере одного из учредителей, имеющих существенное участие в банке;

5) профессиональная пригодность и деловая репутация председателя исполнительного органа и главного бухгалтера банка, а также членов исполнительного органа банка не отвечают требования Национального банка Украины.

О неполноте представительного пакета документов или о несоответствии профессиональной пригодности и деловой репутации представителя правления (совета директоров) и главного бухгалтера Национальный банк Украины обязан сообщить уполномоченным лицам банка не позднее месячного срока с даты представления документов.

Об отказе в государственной регистрации банка Национальный банк Украины принимает мотивированное решение. Удостоверенная Национальным банком Украины копия решения об отказе в регистрации банка направляется уполномоченному лицу банка заказным письмом или вручается под расписку.

Минимальный размер уставного капитала на момент регистрации банка не может быть меньше:

1) для местных кооперативных банков - 1 миллиона евро;

2) для коммерческих банков, которые осуществляют свою деятельность на территории одной области, - 3 миллионов евро;

3) для банков, которые осуществляют свою деятельность на территории всей Украины, - 5 миллионов евро.

Перерасчет размера уставного капитала в гривни осуществляется по официальному курсу гривни к иностранным валютам, установленному Национальным банком Украины на день заключения учредительного договора.

Участниками банка могут быть юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты, а также государство в лице Кабинета Министров Украины или уполномоченных им органов.

Владельцы существенного участия в банке должны иметь безупречную деловую репутацию и удовлетворительное финансовое положение.

Требования относительно деловой репутации и удовлетворительности финансового положения учредителей и акционеров (паевиков), которые приобретают существенное участие в банке, устанавливаются Законом «О банках и банковской деятельности» и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.

Участниками банка не могут быть юридические лица, в которых банк имеет существенное участие, объединения граждан, религиозные и благотворительные организации.

Банки в Украине могут функционировать как универсальные или как специализированные. По специализации банки могут быть сберегательными, инвестиционными, ипотечными, расчетными (клиринговыми).

Банк самостоятельно определяет направления своей деятельности и специализацию по видам операций. Национальным банк Украины осуществляет регулирование деятельности специализированных банков посредством экономических нормативов и нормативно-правового обеспечения осуществляемых этими банками операций.

Слово «банк» и производные от него разрешается использовать в названии талько тем юридическим лицам, которые зарегистрированы Национальным банком Украины как банк и меют банковскую лицензию. Исключение составляют международные организации, действующие на территории Украины в соответствии с международными договорами, согласие на обязательность которых представлено Верховной Радой Украины, и законодательством Украины.

Устав банка обязательно должен содержать информацию о:

1) наименовании банка;

2) его местонахождении;

3) организационно-правовой форме;

4) видах деятельности, которые имеет намерение осуществлять

банк;

5) размере и порядке формирования уставного капитала, видах акций банка, их номинальной стоимости, формах выпуска акций (документарная или бездокументарная), количестве акций, покупаемых акционерами;

6) структуре управления банком, органах управления, их компетенции и порядке принятия решений;

7) порядке реорганизации и ликвидации банка в соответствии с главами 5 и 17 Закона «О банках и банковской деятельности;

8) порядке внесения изменений и дополнений в устав банка;

9) размере и порядке создания резервов и других общих фондов
банка;

10) порядке распределения прибыли и покрытия убытков;

11) положении об аудиторской проверке банка;

12) положении об органах внутреннего аудита банка.

Среди юридических лиц преобладают акционерные компании, частные фирмы, государственные предприятия и организации. Так значительная часть акционерного капитала трех наиболее крупных коммерческих банков Украины (Проминвестбанка, АКБ «Украина», Укрсоцбанка) принадлежит государству, а среди их акционеров преобладают физические лица, в основном сотрудники этих банков.

Коммерческие банки Украины организуют банковское краткосрочное и долгосрочное кредитование, проводят инвестиционные операции, расчетно-кассовое обслуживание клиентов, оказывают услуги кредитного характера и трастовые услуги, покупку и продажу иностранной валюты, проводят международные расчеты, банковское финансирование экспортно-импортных операций.

Наряду с другими активными операциями коммерческих банков и выполнением ими различных функций, одной из важнейших функций кредитных учреждений, в том числе и коммерческих банков, является превращение в капитал временно высвобождающей части денежных доходов населения. В условиях обращения кредитных денег не только юридические, но и часть физических лиц являются одновременно и заемщиками, и кредиторами.

Государственный банк - это банк, сто процентов уставного капитала которого принадлежит государству.

Государственный банк учреждается по решению Кабинета Министров Украины. При этом в законе о государственном бюджете Украины на соот-ветсвующий год предусматриваются расходы на формирование уставного капитала государственного банка. Кабинет Министров Украины обязан получить положительное заключение Национального банка Украины по поводу намерения учреждения государственного банка. Получение заключения Национального банка Украины является обязательным также в случае ликвидации (реорганизации) государственного банка, за исключением его ликвидации в результате неплатежеспособности.

Устав и деятельность государственного банка должны отвечать требованиям закона «О банках и банковской деятельности», других законов Украины и нормативно- правовых актов Национального банка Украины.

Устав государственного банка утверждается постановлением Кабинетом Министров Украины.

Национальный банк Украины осуществляет государственную регистрацию государственных банков в соответствии с требованиями закона «О банках и банковской деятельности» и нормативно - правовых актов Национального банка Украины.

Кооперативные банки создаются по приинципу территориальности и делятся на местные и центральный кооперативные банки.

Минимальное количество участников местного (в пределах области) кооперативного банка должно быть не менее 50 лиц. В случае уменьшения количества участников и неспособности кооперативного банка в течение одного года увеличить их количество до минимального необходимого количества деятельность такого банка прекращается путем изменения организационно-правовой формы или ликвидации .

Участниками центрального кооперативного банка являются местные кооперативные банки.

К фунциям центрального кооперативного банка, кроме предусмотре-ных Законом «О банках и банковской деятельности», относятся централизация и перераспределение ресурсов, аккумулированных местными кооперативными банками, а также осуществление контроля за деятельностью кооперативных банков регионального уровня.

Органами управления кооперативных банков являются общее собрание участников (паевиков), наблюдательный совет банка и правление банка. Органом контроля является ревизионная комиссия банка. Органы управления и контроля кооперативного банка создаются и осуществляют свои полномочия в соответсвии с законом «О банках и банковской деятельности».

Уставный капитал кооперативного банка делится на паи. Уровень минимального размера уставного капитала кооперативного банка установ-ливается Национальным банком Украины в соответствии с законом «О банках и банковской деятельности».

Каждый участник кооперативного банка независимо от размера своего участия в капитале банка (пая) имеет право одного голоса.

Прибыли или убытки кооперативного банка по результатам финансового года распределяются между участниками пропорционального размеру их пая.

НБУ устанавливает экономические нормативы, (минимальный размер капитала, минимальный размер уставного капитала, нормативы платежеспособности и ликвидности, нормативы риска, нормативы валютных позиций и другие) и осуществляет контроль и надзор за их соблюдением, для обеспечения устойчивости и предотвращения банкротства банков.

На протяжении 1999 года в связи с не выполнением требований, касающихся размера капитала, а также учитывая финансовое положение банка было отозвано лицензии НБУ на проведение всех банковских операций у 18 банков (4 банка возобновлено) и 72 банкам приостановлено отдельных пунктов лицензии (Статистический бюллетень НБУ №1 2000 год).

С целью обеспечения финансовой стабильности, надежности банковской системы Украины, защиты интересов вкладчиков на протяжении 2000 года было принято решение о ликвидации 5 банков и реорганизации путем присоединения 4 банков, у 70 банков было приостановлено действие лицензии на проведение отдельных банковских операций.

По состоянию на 01.01.2001 г. до категории «проблемных» было отнесено 63 банка, из них 38 находились в стадии ликвидации. В 2000 году 7 банков выполнили программу финансового оздоровления и были переведены на общий режим работы.


Реклама:

Дополнения


Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

      Rambler's Top100