Классификация безналичных расчетов. Порядок оформления расчетных документов

Безналичные расчеты классифицируются по ряду признаков. В зависимости от способа или метода осуществления платежа они делятся на:

1. Прямое перечисление средств с одного счета на другой;

2. Аккумулирование средств на отдельном счете /или депонирование, резервирование/;

3. Взаимопогашение части платежей и осуществление прямых расчетов по сальдо - задолженности.

В зависимости от способа платежа различат следующие формы расчетов: платежные поручения, платежные требования-поручения, платежные требования без акцепта плательщика, векселя, взаимозачеты, плановые платежи и

т.д.

Каждой форме безналичных расчетов отвечает определенный вид документов, на основе которых банк осуществляет платежи по поручению клиентов. В зависимости от целевого назначения безналичные расчеты делятся на:

1. Расчеты по товарным операциям /отгрузка продукции, выполнение работ, предоставление услуг/;

2. Расчеты по нетоварным операциям /перечисление в бюджет, фонды и другие платежи/.

В зависимости от местонахождения плательщика и поставщика, а также от местонахождения банка безналичные расчеты делятся на одногородние или местные и иногородние, межрегиональные и международные. В зависимости от гарантии платежи делятся на:

1. платежи с полной гарантией банка;

2. платежи с частичной гарантией;

3. безгарантийные.

Источниками платежа могут быть собственные средства клиента, кредиты банка, бюджетные средства.

Безналичные расчеты могут быть акцептованными банками или безакцептными.

Важным моментом в организации безналичных расчетов является документооборот. Он охватывает период оформления, передачи, почтового перечисления документов от банка плательщика до банка получателя и назад. Рациональная, эффективная организация документооборота требует использования таких форм расчетов, при которых был бы минимальным разрыв во времени между хозяйственными операциями и сдачей документов в банк и оплатой этих документов.

Современная практика расчетов использует документы различного назначения:

во-первых, расчетные документы - с поручением банку перечислить определенную сумму денег;

во-вторых, платежные документы - с обязательством уплатить определенную сумму денег /например, вексель/;

в-третьих, коммерческие документы, в которых указывается характеристика, отгруженных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг.

Документы, которые подаются клиентами в банк на перечисление или получение средств должны содержать следующие реквизиты:

1. название и номер расчетного документа;

2. число, месяц, год его выписки;

3. наименование плательщика, получателя средств, номера их счетов;

4. наименование, местонахождения, номер счета банка плательщика и получателя, МФО и коды банков;

5. сумма платежа цифрами и прописью;

6. целевое направление средств /мотив перечисления/;

7. подписи плательщиков и оттиск печати.

Документы выписываются, как правило, с использованием технических средств, в том количестве, которое необходимо банку. Списание средств со счета плательщика осуществляется на основе первого экземпляра расчетного документа.


Реклама:

Дополнения


Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

      Rambler's Top100