Методы денежно-кредитного регулирования
В связи с тем, что на Украине двухуровневая банковская система, в стране применяются директивные методы регулирования денежного обращения.
Экономические реформы, направленные на создание в Украине рыночной экономики, предопределили выбор инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых Национальным банком: переход на широко практикуемые методы центральными банками зарубежных стран.
Для регулирования состояния денежно-кредитного рынка НБУ были введены и стали использоваться такие инструменты денежно-кредитной политики:
1) процентная политика, т.е. увеличение или уменьшение учетной ставки. В зависимости от условий, складывающихся на денежном рынке, НБУ понижает или повышает учетную ставку. НБУ начал использовать этот инструмент регулирования с 1994 года, когда номинальный уровень учетной ставки уменьшался в 5 раз в зависимости от колебаний инфляции.
На протяжении 1999года процентная политика НБУ реализовалась через определения учетной и ломбардной ставок НБУ. В начале года, учитывая ситуацию денежно- кредитного рынка 3-жды корректировал учетную ставку в сторону ее снижения, а именно: 1-ый квартал - 60% в конце марта и мае, (с 5.04. 1999 года до 57%, с 28.04.1999 года - до 50% , с 24.05.1999 года - до 45% годовых и ломбардной ставки соответственно до 65,55 и 50% годовых и до конца отчетного года их уровень на денежном кредитном рынке оставался без изменений.
Национальный банк Украины, учитывая реальное состояние экономики, уровень инфляции и текущую сетуацию на денежно - кредитном рынке, на протяжении 2000 года четыре раза снижал уровень учетной ставки, в частности 01.02. 2000г. с 45% до 35% годовых, 24.03. 2000г. - до 32% годовых, 10.04.2000 г. - до 20 % годовых и 15.08.2000 г. - до 27% годовых.
2) политика обязательных резервов, которая базируется на функ-
ции Национального банка «расчетно-кассового обслуживания», исходя из
необходимости поддержания объема денежной массы в заданных размерах
регулирования ликвидности коммерческих банков, Национальный банк ак-
тивно использует установление норм обязательных резервов на обязательст-
ва банков. Размеры этих норм зависят от видов обязательств коммерческих
банков. В 1994 год норма обязательных резервов была поднята 10% до
15%, в начале 1997года - снижена с 15% до 11%, в 1998 году - 16%, в нача-
ле 2000 года - 17% и т.д.)
НБУ в 1999году был усилен контроль за формированием коммерческими банками обязательных резервов, что способствовало повышению ликвидности банковской системы. О этом свидетельствует увеличение остатков средств на корреспондентских счетах коммерческих банков у НБУ за 1999 год на 62% (Статистический бюллетень НБУ №1 2000 год).
Стабилизация валютного рынка на протяжении 2000 года способствовала снижению Национальным банком Украины норм обязательного резервирования привлеченных средств ( с 17% до 15 % ).
В странах с развитой рыночной экономикой этот инструмент монетарной политики используется редко, в виде исключения поскольку частые изменения норм обязательных резервов негативно влияют на длительность коммерческих банков.
3) политика открытого рынка, которая состоит в изменении объе-
мов покупки продажи ценных бумаг (обязательств государства) Националь-
ным банком Украины. Сравнительно новый инструмент денежно-
кредитного регулирования для Национального банка. В 1995 году впервые
Правительство Украины совместно с Национальным банком начало создание
фондового рынка государственных ценных бумаг. Для уменьшения денеж-
ной массы в обращении, сдерживания роста платежного спроса, снижения
инфляции - Национальный банк продает государственные бумаги, - для уве-
личения денежной массы в обращении он выкупает их в юридических и фи-
зических лиц.
Учитывая тот факт, что со второго полугодия 1999 года, соответственно Закону Украины «О Национальном банке Украины» НБУ проводил операции с ценными бумагами только на открытом рынке, снизилась часть средств НБУ в приобретении ОВГЗ на первичном рынке с 72% в 1998 году до 58% на конец 1999 года. На конец года структура размещенных ОВГЗ (по цене продажи) была такой: на облигации со сроком обращения свыше 1 года приходилось 47,8% (1998 году - 10,4%), до 1 месяца- 23,1% (в 1998 году не было), до 12 месяцев - 12,4% (1998 году - 44%), до 9-ти месяцев - 9,6% (1998 году - 22%), до 6-ти месяцев - 5% (1998 год - 12,9%), до 2-х месяцев - 2,1% (1998 году - 0,2%). (Статистический бюллетень НБУ №1 2000 год).
Кроме этих трех основных инструментов монетарной политики в банковской практике принимаются и другие меры, которые оказывают влияние на денежное предложение:
1) операции РЕПО (соглашение об обратном выкупе ценных бумаг);
2) установление ограничений на выдачу банками всех видов кредитов;
3) политика рефинансирования НБУ, которая направлена на ограниче-
ние денежной массы в обращении посредством рационального использова-
ния централизованных кредитных ресурсов, предоставляемых коммерческим
банкам в целях их эффективного использования на развитие определенных
отраслей экономики.
4) ломбардные кредиты (учет векселей коммерческих банков) и др. меры.
То есть инструментами монетарной политики являются конкретные
меры и действия Национального банка, направленные на изменение массы денег в обращении.