Система банковского менеджмента, направленная на разработку управляющих воздействий
Система банковского менеджмента, направленная на разработку управляющих воздействий, может быть представлена следующим образом:
1 Программирование деятельности банка - формирование целевой программы исходя из схемы: "банковский продукт - клиент".
2 Планирование деятельности банка - разработка количественных (критических) параметров, которые должны соответствовать программным целям кредитной организации. Критические параметры - размер собственного капитала, достаточность собственного капитала, допустимые параметры изменения во времени портфеля активных и пассивных операций, структура активных пассивных операций, мультиплицирующий эффект собственного капитала банка ит.д. -должны изменяться на интервале планирования деятельности.
3 Информационно-аналитическое обеспечение - его основой являются первичные документы, регистрирующие конкретную операцию или сделку с банковской клиентурой. Именно сделка, но не бухгалтерская проводка, является первичной информационной ячейкой.
4 Экономика и финансы - обоснование заданных нормативных ограничений на параметры деятельности банка и контроль за случайными факторами, которые могут привести к отклонению от заданной целевой программы, а также оценка степени выполнения программы банка.
5 Технологии - разработка функционально-технологической документации, которая отражает потребности внешней среды, а также корреспонденция разработанной функционально-технологической документации с действующим регламентом банковских операций и услуг.
6 Маркетинг - выявление потребностей внешней среды и мониторинг ее изменений.
7 Контрольно-административная деятельность, которая включает обслуживание процессов оперативного сопровождения управляющих воздействий.
8 Экспертиза и консультации - экспертиза, консультации и сопровождение направлений, связанных с управляющими воздействиями внешней среды.
9 Обеспечение - материально-техническое и кадровое обеспечение.
10 Паблик рилейшнс - информационно-исследовательское обеспечение, реклама и продвижение схемы" банковский продукт-клиент" на рынок.
Таким образом, система банковского менеджмента, направленная на разработку управляющих воздействий, охватывает основные параметры банковской деятельности, не затрагивая изменений основополагающих банковских операций и услуг в процессе ее реализации.
Стратегия организационной перестройки всех процессов и структуры банка на основе разработки управляющих воздействий следует проводить таким образом, чтобы осуществлялась многопрофильная специализация банка, ориентированная на индивидуальные потребности внешней среды с последующим тиражированием банковских продуктов, разработанных для одного банковского клиента. Возникающий при этом организационный потенциал можно использовать в два этапа: сначала разрабатываются необходимые банковские продукты и услуги, ориентированные на индивидуальные потребности внешней среды, а затем формируются соответствующие технологические цепочки взаимодействия структурных подразделений банка.
Процесс разработки и реализации конкретного банковского продукта, ориентированного на индивидуальные потребности банковской клиентуры, представляет собой итеративный процесс, включающий в себя следующую последовательность действий:
- ситуационный анализ финансового рынка (его сегмента) и анализ положения банка на рынке (сегменте финансового рынка);
- фундаментальный анализ банка с целью выявления тех "узких мест" в структуре банковского портфеля или баланса, которые будут элиминироваться в процессе внедрения банковского продукта или услуги;
- моделирование банковского продукта (комплекса услуг), направленное на расширение спектра предоставляемых банком услуг (задача минимум), и на исправление проблемных ситуаций в банке (динамика) или балансе (статика);
- детальная разработка функционально-технологической документации банковского продукта до уровня непосредственного исполнителя;
- выпуск пилотного проекта банковского продукта в качестве внутреннего нормативного документа с целью отработки и нивелирования непрогнозируемых (неизвестных) операционных рисков;
- отработка взаимосвязей и определение взаимозависимости банковских структурных подразделений, обеспечивающих продвижение данного банковского продукта (юридические, бухгалтерские, маркетинговые, технические и организационные аспекты введения существующих технологических правил и процедур в деловой оборот банка);
- окончательный ввод финансовой технологии в деловой оборот банка с учетом полученных результатов и предложений от структурных подразделений;
- мониторинг изменений структурной динамики портфеля банка с целью сопоставления полученных результатов с прогнозными целевыми параметрами на разных временных интервалах;
- анализ и синтез произошедших изменений в банке с позиции риска в результате внедрения данного банковского продукта (оценка изменений каждого из традиционных банковских рисков, структуры изменений доходов и расходов банка);
- моделирование и конечная разработка смежных, возникших в процессе внедрения банковских продуктов;
- сопровождение и обеспечение технологически единого продуктового ряда всех финансовых технологий и внутренних нормативных правил и процедур во избежание несостыковок и противоречий;
- принятие на уровне старшего менеджмента банка перечня кратко-, средне- и долгосрочных задач, которые будут решаться посредством продуктовой стратегии банка;
- тиражирование банковского продукта и выход на широкий круг банковской клиентуры;
- уход с рынка банковских продуктов в связи с изменениями потребностей и конъюнктуры банковской клиентуры.
С концептуальной точки зрения для производства банковского продукта по схеме" банковский продукт-клиент" прежде всего необходимо понять потребности клиента (текущие и перспективные); поставить целью производство банковской технологии только самого высокого качества, использовав опыт отечественных и зарубежных лидеров; провести организационную трансформацию банка с распределением ответственности до самого нижнего звена управления; наладить систему внутреннего мониторинга - четкого непрерывного планирования и контроля в банке.
Такая организационная стратегия по управлению устойчивостью банка позволит, в свою очередь, решить задачи по усилению концентрации оперативной ответственности в линейном менеджменте банка; внедрению систем управления производственными процессами на уровне рабочих групп и отдельных сотрудников; построению новых, ориентирующихся на динамически процесс элементов управления, системы мотивации и стимулирования труда, а также программ повышения квалификации сотрудников; введению опосредованного руководства и делегирования полномочий на места (что обеспечит инициативу и свободу действий); укреплению центральных банковских организационной структур, связанных с предоставлением банковских услуг и совершением операций.
Последовательная оптимизация технологических цепочек в банке позволит добиться распределения разноплановых задач и экономических интересов между банком и клиентом, гибкого взаимодействия внутри банка административных (функциональных подразделений) и операционных (доходообразуюших подразделений) структур кредитной организации. Преимущества данного подхода к организации управления устойчивостью банка заключаются в том, что хотя разрабатываемые и предлагаемые банковские продукты могут и не иметь большого стратегического значения, они будут весьма специфичны, что позволит получить банковский продукт или услугу в кратчайшие сроки с незначительными издержками без изменения организационной структуры, регламента и нарушения устойчивости банка.
Основные требования к банковскому менеджменту выражаются в принципах управления, являющимися общими для всех сфер деятельности.
К общим принципам современного менеджмента относятся, в частности, принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении, принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности, принцип демократизации управления. Наряду с общими в каждой сфере могут действовать принципы, выражающие специфические требования к управлению в данной сфере деятельности, отражающие ее особенности.
Исходя из особенностей банковской системы, основные принципы банковского менеджмента можно сформулировать следующим образом:
• разграничение функций между двумя уровнями банковской системы - Центральным банком и коммерческим банком;
• сочетание экономических интересов коммерческого банка с требованиями государственной денежно-кредитной политики;
• поднадзорность коммерческого банка Центральному банку;
• минимизация банковских рисков.
Банковский менеджмент осуществляется на правовой основе, которую составляют банковское, гражданское, залоговое, налоговое, трудовое законодательство, другие федеральные законы РФ, указы Президента РФ, нормативные акты, издаваемые директивными органами, ЦБ РФ и др. Взаимоотношения банков с вкладчиками, банками-корреспондентами и иными контрагентами строятся на основе договоров, определяющих права, обязанности и ответственность сторон, т.е. на правовой основе.
Посредством функции планирования определяются цели и задачи кредитной организации на долгосрочный и текущий период, сроки и средства, необходимые для их выполнения.
Базой планирования служат результаты маркетинговых исследований. Важную роль маркетинг играет в определении цен банковских услуг, их сбыте посредством рекламы, организации связи с общественностью, в формировании и поддержании имиджа банка.
Мотивация (стимулирование) , как функция управления, проявляется в создании наиболее благоприятных условий, побуждающих персонал банка и каждого работника к эффективному труду.
Учет и контроль, как функция управления, используется руководством кредитной организации в целях обеспечения сохранности и размещения денежных и материальных ресурсов, соблюдения законности в их образовании и использовании. Учет и контроль служат также информационной базой для подготовки и принятия управленческих решений.