Цель банковского менеджмента
Цель банковского менеджмента - организационное обеспечение получения прибыли от предпринимательской деятельности банка. Банковский менеджмент в современной России находится в стадии становления и развития. Основными направлениями этого процесса по мнению специалистов следует считать:
• совершенствование банковского менеджмента;
• развитие стратегического направления;
• развитие банковского маркетинга;
• развитие аналитической работы по оценке платежеспособности, кредитоспособности, финансовой устойчивости клиентов;
• хеджирование банковских рисков.
Актуальными вопросами развития банковского менеджмента являются также дальнейшая автоматизация банковских процессов, повышение доходности банков, рост профессионального уровня персонала банка и др.
Одной из составных частей банковского менеджмента является финансовый менеджмент банка.
Финансовый менеджмент - это вид профессиональной деятельности по формированию управляющих воздействий на организационно-хозяйственную систему и принятию рациональных решений в условиях неопределенности и многокритериальности выбора в целях реализации стратегии и тактики финансового обеспечения коммерческой деятельности, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные финансовые решения, - выступает в качестве звена, связывающего экономические интересы клиента банка, банковского и клиентского менеджмента.
Содержанием финансового менеджмента банка является разработка и реализация экономической политики кредитной организации, управление ее капиталом, активами и пассивами, ликвидностью, доходностью, банковскими рисками, направленными на выполнении функций банка и достижение им цели своей деятельности - извлечение прибыли.
Посредством финансового менеджмента руководство коммерческого банка решает следующие задачи:
• формирование собственных и привлеченных (заемных) денежных ресурсов, необходимых для осуществления банковской деятельности;
• рациональное размещение денежных ресурсов в целях получения прибыли;
• максимизация доходов и минимизация расходов, связанных с деятельностью банка;
• регулирование проходящих через банк (включая его филиалы и отделения) денежных потоков;
• соблюдение обязательных экономических нормативов, устанавливаемых коммерческим банкам Центральным банком РФ;
• минимизация банковских рисков;
• обеспечение ликвидности банка;
• другие задачи по оптимизации экономических результатов деятельности банка.
Основными инструментами финансового менеджмента, как подсистемы управления коммерческой деятельностью банка, являются планирование, мониторинг, экономический анализ, прогнозирование, учет и контроль.
Финансовый менеджмент в коммерческом банке чаще всего рассматривают с позиции "банк - клиент". В этом случае финансовый менеджмент клиента с позиции банка определяют как:
- изучение особенностей деятельности клиента - рынок, его сегмент, связи с поставщиками и покупателями;
- оборачиваемость средств, изменение сумм свободных остатков на счетах, колебания объемов дебиторской и кредиторской задолженностей, возможностей высвобождения денежных средств для инвестирования;
- изучение качества менеджмента и степени готовности предприятия принимать и использовать предлагаемые банковские продукты;
- оценка потребностей клиента в инвестициях и изучение конкретных проектов хозяйственной деятельности клиента с позиции возможного участия банка в их финансировании;
- оптимизация финансовых потоков клиента как метод управления сбалансированной ликвидностью банка и диверсификацией вложений банка путем использования различных финансовых инструментов рынка и собственных банковских финансовых технологий, отвечающих потребностям банка и клиента.
С помощью этих и других инструментов руководство банка, как субъект управления, формирует и реализует экономическую политику в области банковской деятельности, обеспечивает соблюдение обязательных экономических нормативов и других требований, устанавливаемых Центральным банком РФ, принимает меры по поддержанию и повышению конкурентоспособности банка. В связи с этим предметом деятельности финансового менеджмента банка являются разработка и использование систем и методик рационального планирования и реализации финансовых операций.
Становление и развитие банковского менеджмента в современной России происходит в условиях экономического кризиса, что негативно сказывается на всей российской банковской системе. Многие банки не обладают значительным собственным капиталом, что ограничивает возможности их активного участия на финансовом рынке. Непосредственные причины финансовых затруднений многих коммерческих банков - отсутствие стратегического планирования, неумение грамотно сформировать кредитный портфель, управлять рисками. Недооценка важности планирования, в том числе долгосрочного, в России обусловлена ломкой прежней административно-командной системы управления экономикой, в том числе банками. Чтобы выжить и удержать позиции в конкурентной борьбе, банки должны заниматься долгосрочным планированием. Правильность такого подхода сознают руководители крупнейших коммерческих банков.
В рамках стратегического плана могут предусматриваться меры по увеличению капитала, освоению новых банковских продуктов и технологий, осуществлению кредитной, процентной, инвестиционной политики, по повышению квалификации кадров, ожидаемые финансовые результаты и др.
Для претворения в жизнь стратегического плана развития кредитная организация посредством банковского менеджмента решает следующие задачи:
• наиболее полное и качественное удовлетворение потребностей рынка в банковских услугах;
• соблюдение обязательств банка перед клиентами, вкладчиками, партнерами и другими контрагентами;
• привлечение и рациональное размещение денежных ресурсов;
• обеспечение ликвидности баланса банка;
• внедрение прогрессивных банковских технологий;
• совершенствование организационной структуры кредитной организации;
• обеспечение конкурентоспособности и имиджа банка;
• обеспечение экономической безопасности банка;
• подготовка , переподготовка и повышение квалификации кадров;
• удовлетворение социальных потребностей работников банка.