Процесс банковского кредитования
Процесс банковского кредитования можно разделить на несколько этапов. На каждом из которых уточняются характеристики ссуды, способы ее выдачи, использования и погашения:
1) рассмотрение кредитной заявки и собеседование с заемщиком;
2) изучение кредитоспособности клиента;
3) кредитный мониторинг.
3аявителем считается юридическое лицо, обратившееся за кредитом или гарантией в кредитное подразделение. С точки зрения банка заявители различаются:
- 3аявитель - внешний клиент - это клиент, который не пользовался ранее услугами банка и не кредитовался в нем.
- 3аявитель - клиент банка - это клиент, который пользовался ранее услугами банками или имеет в банке расчетный
счет.
Юридическое лицо, получившее кредит банка или его гарантию является заемщиком банка.
На первом этапе кредитования, банковский служащий предоставляет клиенту-заявителю необходимую информацию по условиям кредитования и предлагает ему ответить на вопросы по анкете банка. В зарубежных банка результаты первой и всех последующих встреч с клиентом обобщаются в отчетах, содержащих более или менее стандартный набор вопросов. Подобный отчет корректируется и пополняется новой информацией после каждого визита клиента в банк. Эти отчеты дают кредитному менеджеру (экономист, уполномоченный на принятие решений о кредитовании и/или о предоставлении заявки в кредитный комитет) важную информацию о потенциальном клиенте еще до того, как состоится их личное знакомство. На беседу с кредитным менеджером будущий заемщик-заявитель приходит с кредитной заявкой, содержащей исходные данные о запрашиваемой ссуде, целях, на которые она предназначена, сумме, сроке погашения и предлагаемом обеспечении.
В солидных банках многих стран кредитная заявка рассматривается в составе пакета сопроводительных документов, в том числе:
1) нотариально заверенные копии учредительных документов компании (банка) заемщика;
2) финансовый отчет, включающий баланс банка и счет прибылей и убытков за последние три года;
3) отчет о движении кассовых поступлений. Он основан на сопоставлении балансов компании за два отчетных периода и позволяет определить изменения различных статей и движения фондов;
4) внутренние финансовые отчеты, которые более детально характеризуют финансовое положение заемщика, изменение его потребностей в ресурсах в течение года, поквартально или помесячно;
5) данные внутреннего оперативного учета. Составление баланса требует много времени. Однако банку-кредитору могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержатся в сводках, подготовленных для руководства заемщика;
6) прогноз финансирования, который содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек производства продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях ит.д.;
7) налоговые декларации как важный источник дополнительной информации;
8) бизнес-планы.
Кредитный менеджер тщательно изучает кредитную заявку и сопроводительные документы, после чего вновь беседует с будущим заемщиком. Подобные встречи позволяют выяснить не только важные детали кредитной сделки, но и составить психологический портрет заемщика, оценить профессиональную подготовленность, реалистичность их оценок положения и перспектив развития предприятия.
Необходимо заметить, что банку следует воздерживаться от предоставления ссуд предприятиям втех отраслях экономики, в которых кредитным менеджерам не хватает профессиональных знаний. Конечно, банк в данном случае может привлечь для оценки кредитного предложения компетентных экспертов. Однако это приведет к увеличению затрат банка и не станет гарантией от рисков, связанных с кредитованием.
Ключевым моментом анализа любой заявки и сопроводительных документов, атакже результатов бесед является определение характера заемщика и его кредитоспособности.
На этом предварительном этапе работы по кредитованию финансовый менеджер стремится определить порядочность клиента и достоверность предоставленной им информации.
Для предварительной оценки рынка кредита и потенциального заемщика предоставляются копии приказов (положений) об учетной политике предприятия.
Положения учетной политики, решения по которым принимаются предприятием, должны включать: