Сколько долгов списано россией

Сколько долгов списано россией

Информация о списании долгов различным странам мира со стороны России вызывает неоднозначную реакцию в российском обществе. По мнению сторонников идей правительства о списании долгов, эта мера продуктивна, так как позволяет Российской Федерации заявлять о своей нацеленности на экономическое и политическое партнёрство и пополнять список своих союзников в разных регионах мира. Противники идей списания долгов уверены в том, что необоснованная щедрость со стороны действующих российских властей, основанная на «щедрости» налогоплательщиков прошлых поколений, ни к чему хорошему не приведёт. Мол, не вы деньги в долг давали, не вам и договоры о списании подписывать… У каждого из оппонентов есть свои неопровержимые доводы того, оправданным или, наоборот, контрпродуктивным для экономики страны и её политического имиджа были списания долгов различным странам мира.

Перед тем, как каждому из читателей сделать собственный вывод, необходимо обратиться к недавней истории долгового списания как со стороны Российской Федерации, так и в её отношении. Начнём с представления списка тех государств, которым за последние годы (с момента обнаружения платёжеспособности по своим долгам) официальная Москва решила определённый процент их долга простить. При предоставлении списка будем придерживаться информации, которая в разное время поступала из официальных источников.

Год 2000. Списание 11-миллиардного (в долларовом эквиваленте) долга Вьетнаму.

Год 2003. Списание иракского долга в размере 12 миллиардов долларов.

Год 2007. Россия списывает Алжиру долг в размере 4,7 миллиарда долларов в обмен на заверения алжирских властей о подписании новых контрактов с РФ в военно-промышленной сфере.

Год 2007. Монголии списан долг в 11,1 миллиарда долларов.

Год 2007. Россия прощает Афганистану ту же (около 11 миллиардов долларов) сумму долга.

Год 2008. Россия в обмен на выгодные контракты списывает долг в размере 4,6 миллиардов долларов Ливии. Контракты потом пришлось быстро сворачивать в связи с известными событиями.

Год 2010. Снова Монголия. Списание уже российского (не советского) долга в размере 168 миллионов (не миллиардов) долларов.

Год 2012. Российская Федерация списывает целому ряду африканских стран долг в размере около 20 миллиардов долларов.

Год 2012. Списан 11-миллиардный (какое-то магическое число долга) КНДР.

Год 2012. Списан долг Киргизии в размере около 0,5 миллиарда долларов.

Год 2013. Проводится реструктуризация кубинского долга, который по некоторым данным составляет около 30 миллиарда долларов.

Если произвести суммирование для выявления общей цифры списания долгов со стороны России, то выходит, что списана и реструктурирована сумма, составляющая около 116 миллиардов долларов. Эта сумма сопоставима с расходными частями местных бюджетов доброго десятка российских регионов. В общем, сумма более чем внушительная.

Теперь перейдём к перечню тех государств и надгосударственных институтов, которые списали долги самой России. Перечень в этом случае длинным никак не получается. Чего уж греха таить: за всё время существования такого государства как Российская Федерация на карте мира, ни одно государство этого самого мира не списало России ни цента, ни пенса, ни копейки, ни гроша

Даже в тот самый момент, когда Россия находилась на коленях, ни о каком списании долга и речи не шло. От России ждали возврата как её собственных долгов, так и долгов, набранных за время существования СССР.

Единственная помощь реализовывалась посредством зарубежных валютных кредитов, проценты по которым иногда выглядели более чем внушительно.

Если говорить об истории кредитования России со стороны зарубежных финансовых организаций, то начало этой истории было положено в уже безумно далёком августе 1992 года, когда нас, точнее действующее на тот момент правительство, «одарили» кредитным миллиардом, чтобы это правительство сделало жизнь рядового россиянина сытой и финансово безоблачной… Кредитным донором выступали несколько организаций, среди которых выделялся Международный валютный фонд. К моменту окончания так называемой ельцинской эпохи (декабрь 1999 года) Россия уже была должна МВФ около 15,3 миллиардов долларов. Называть эту сумму неподъёмной, особенно в современных условиях, конечно, нельзя, но ведь не нужно забывать, что условия 1999-го и условия сегодняшние, мягко говоря, не совсем эквивалентны.

После того как Российская Федерация стала выходить на уровень платёжеспособности и погашать взятые кредиты, появилась идея досрочного погашения долгов перед МВФ. Годом погашения кредита для России был назначен 2008, но официальная Москва уговорила МВФ принять погашение заранее, чтобы не выплачивать существенные проценты. Представители МВФ пошли на своеобразные уступки, отказались от притязаний на будущие проценты и досрочное погашение долга со стороны Российской Федерации приняли. Это были первые и последние (на сегодняшний день) уступки перед Россией, которая, между тем, от своих долговых обязательств (и как правопреемница Советского Союза, в том числе) не отказывалась.

Помимо МВФ в начале нулевых Россия была должна еще и Парижскому клубу кредиторов. Постоянными членами этого клуба являются 19 государств, среди которых США, Канада, Япония, Австралия, Великобритания, Германия.

Общая сумма долга составляла около 47 миллиардов долларов, из которых почти 39 миллиардов – долги советского периода. Как говорится, тратили все Советские республики, а погашать – России. Ну, тут уж ничего не попишешь: раз правопреемница, так значит, правопреемница…

Читайте также:  Курс небулус к доллару

Наибольший процент долга членам Парижского клуба соответствовал Германии, Италии, Японии и США. Нужно отметить, что в 1996 было подписано соглашение о рассрочке платежа на 25 лет, правда, рассрочка выглядела весьма своеобразно – с начислением процентов по отдельным периодам выплат. Итоговая сумма процентов, которая была обозначена постоянными членами Парижского клуба, определялась в размере 19,4 миллиарда долларов, которые Россия должна была выплатить до 2020 года. Чтобы не переплачивать по процентам, российские власти решили сделать предложение членам ПКК о досрочном погашении по примеру договора с МВФ. Однако в ПКК чиновники оказались не настолько сговорчивыми как в МВФ, а потому на досрочное погашение долгов со стороны Российской Федерации согласились, но только на условиях, что и проценты, начисленные аж до 2020 года, тоже будут выплачены… Поразительная финансовая доброта…

Россия, по понятным причинам, решила отказаться от крупного единовременного платежа, который мог бы обескровить бюджет и, косо посмотрев на «партнёров» из Парижского клуба кредиторов, решила погашать долг более мелкими (хотя само слово «мелкие» здесь вряд ли уместно) платежами. В итоге, на сегодняшний день мы (Российская Федерация) должны международным финансовым организациям 2,2 миллиарда долларов, из которых около 450 миллионов долларов тому самому ПКК. Как видно, долг перед «доброжелателями» из Парижского клуба почти погашен.

Кроме того, на уровне государств Российская Федерация на сегодняшний день по линии СЭВ должна около 1 миллиарда долларов, а еще около 35 миллиардов долларов по внешним облигационным займам.

Здесь особенно выделяется фраза РФ «должна по линии СЭВ». Стоит напомнить, что в СЭВ в своё время входили такие государства как Монголия, Вьетнам, Куба и ряд других стран, которым РФ долги списала. А вот в отношении России другие экс-СЭВ-государства долг списывать даже и не собираются… Куда уж там – Польша или Венгрия спишут миллиард – держите карман шире… Они как и страны Парижского клуба будут ждать своего часа, когда Россия и им преподнесёт «долг» на блюдечке. Эти господа подождут – с них не убудет. А вот Россия, почему-то, ждать возвращения долгов не любит – всем прощает… Говорят, что, мол, всё равно не выплатят – зачем ждать у моря погоды. Ни «бедные» нефтяные Ливия с Ираком не выплатят, ни Вьетнам, который был так добр в ответ на списание долга, что даже аплодировал закрытию базы в Камрани… А уж на 11-то списанных миллиардов база могла бы безбедно функционировать ещё ни один год.

В общем, то, что ждать выплаты долгов со стороны «партнёров» не умеем – факт. Хотелось бы верить, что акты о безоговорочном списании долгов Россией и несписании долгов в её отношении не нанесут удар по экономическому и политическому имиджу страны. А то ведь пока тенденция такая: а вы возьмите в долг у России – ей всё равно отдавать не нужно будет… А если не взяли, то можете про «старый долг СССР» вспомнить. Авось, проканает, и Минфин заплатит…

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

В данном списке приводятся перечень актов списания по внешнему государственному долгу перед Российской Федерацией (страной-правопреемницей СССР) за период с 1991 года по настоящее время.

Корпоративные долги, внутренний и внешний долг России [1] [2] в данной статье не рассматривается, их значения могут быть приведены только для сравнения.

Содержание

История списаний [ править | править код ]

История списаний долгов перед Россией дана в хронологическом порядке по материалам печати [3] [4] [5] ,так как официальные документы не всегда доступны.

В 1992 году были прощены $2,55 млрд из $3,11 млрд государственного долга Никарагуа. В 1996 году были списаны ещё 90 % из $3,4 млрд долга [6] .

В 1996 году Россия списала $3,5 млрд из $5 млрд долга Анголы. Остаток суммы должен быть возвращен России до 2016 года в виде векселей [7] .

Вступая в Парижский клуб в 1997 году, Россия имела в активе около 150 млрд долл., которые должны были ей, как правопреемнице СССР, развивающиеся страны, в первую очередь Эфиопия, Мозамбик, Йемен, Вьетнам, Алжир, а также другие страны Африки и Азии. При этом, подчиняясь уставу Парижского клуба, Россия была вынуждена списать своим должникам большой объем долгов за поставку оружия. Военные долги составляли около 80 % от общего объема российских активов. Кроме того, Россия стала обязанной списывать долги странам, относящимся к разряду «бедных» и «развивающихся». В итоге, после вступления в Парижский клуб, оказалось, что Россия может претендовать на сумму менее 8 млрд долл. что составляет чуть больше 5 % от общей суммы дебиторской задолженности СССР [8] .

В июне 1999 года Россия в рамках Парижского клуба кредиторов подписала так называемой Кельнское соглашение, в соответствии с которым Россия в 2000—2003 годах списала 60-90 % долгов — всего более $15-20 млрд следующих стран: Танзании, Бенина, Мали, Гвинеи-Бисау, Мадагаскара, Гвинеи, Чада, Йемена, Мозамбика, Буркина-Фасо и Сьерра-Леоне. На оставшиеся части долгов эти страны получили рассрочку до 30 лет [7] [4] .

Читайте также:  Помощник судебного пристава отзывы о работе

В сентябре 2000 года Россией были списаны $9,53 млрд из $11,03 млрд долга Вьетнама. Выплата оставшейся суммы отсрочена на 2016—2022 годы [3] .

В 2001 году Россия списала Эфиопии $4,8 млрд (из $6 млрд), по другим данным $3,8 млрд (из $4,8 млрд) [7] .

В 2003 году Россия списала Монголии $11,1 млрд (всего было $11,4 млрд). Оставшиеся $300 млн долга Монголия вернула сразу после списания [7] .

В 2003 году Россия списала Лаосу $960 млн долга Лаоса из суммы в $1,3 млрд [7] .

В 2004 году Россия полностью списала остаток задолженности Никарагуа размером $344 млн [7] .

В 2004 году Россия списала Ираку $9,5-9,8 млрд долга (всего было в $10,5 млрд). Президент Владимир Путин выразил надежду, что новое руководство страны в ответ учтет интересы российских компаний в Ираке [4] .

В 2005 году Россия списала Сирии $9,782 млрд (из $13,4 млрд) долга перед СССР [7] . В свою очередь, эта страна обязалась закупать российское вооружение и провести модернизацию поставленной в советские времена бронетехники. Также был подписан целый ряд договоров по строительству в сфере нефти и газа [9] .

В том же году Россия списала Эфиопии $1,104 млрд (из $1,268 млрд) оставшегося после 2001 года долга [7] .

В 2006 году Россия списала Алжиру $4,7 млрд по долгу перед СССР [7] [3] .

В 2007 году Россия списала Афганистану $11,1 млрд долга [7] .

В том же году Россия списала Ливии $4,5 млрд долга [7] [5] . У Ливии тогда был золотой запас около 143—156 тонн [10] [11] . Некоторые финансовые эксперты оценивали золото-валютные запасы Ливии в 200 млрд [12] . На этот момент Ливия добывала нефть (в размере около 1.6 миллиона баррелей в день [13] ) при средней цене барреля нефти Брент от $100 до $110 [14] . Одновременно с этим российским компаниям было заказано строительство железнодорожной ветки и доля в нефтяных и газовых месторождениях [15] .

В 2008 году Россия списала Ираку $12 млрд (из $12,9 млрд). Причем это был уже новый долг, по кредитам, набранным уже после прощения предыдущего долга в 2004 году [7] [16] .

В 2010 году Россия списала Афганистану $891 млн долга, после чего весь объем списанных Россией афганских долгов достиг $12 млрд [17] . В том же году американские ученые и военные обнаружили на территории Афганистана огромные залежи минеральных полезных ископаемых — одни из крупнейших в мире, предварительно оцениваются в $1 трлн [18] . Среди них значатся огромные залежи железной руды, меди, кобальта, золота и лития [19] .

В 2010 году Россия списала Монголии $180 млн долга [20] .

В 2012 году Россия списала КНДР $11 млрд долга. Россия предоставила стране первичную скидку в размере 90 % от суммы долга. Остаток долга в размере более $1 млрд будет использоваться по схеме «долг в обмен на помощь» в сфере образования, здравоохранения и энергетики при реализации проектов в КНДР [7] .

В апреле 2013 года Россия списала Киргизии $500 млн долга . Из них $188,9 млн списали сразу, задолженность в размере $300 млн будут списывать равными долями в течение десяти лет [7] .

В 2014 году Россия списала Кубе $31,7 млрд (или 90 % от $35,2 млрд) долга перед СССР. Остальные 10 % долга (порядка 3,5 миллиарда долларов) будут погашаться Кубой в течение десяти лет равными полугодовыми платежами. Надо отметить — данное списание стало крупнейшим во всей истории России. До этого самым большим списанием долга было списание Ираку 12 млрд долларов за раз [21] [22] .

В 2014 году Россия списала Узбекистану $865 млн (из $890 млн) долга [23] [24] [25] . Правительство России внесло соглашение на ратификацию [26] . Это постановление было ратифицировано Федеральным законом от 5.04.2016 N 83-ФЗ [27] — по условиям соглашения Узбекистан должен перевести России единовременным платежом $25 млн. Если деньги не поступают вовремя, то эта задолженность объявляется просроченной и на нее начисляются проценты по ставке LIBOR (по Лондонскому межбанковскому рынку) для 6-месячных депозитов в долларах США, увеличенной на маржу в размере 3 процентов годовых. По утверждению некоторых источников Узбекистан отказывался признавать долг государственным и не платил по нему под предлогом изменения форм собственности предприятий [28] [29] .

В 2018 году Россия списала Киргизии $240 млн долларов долга [30] .

В 2019 году объявлено, что общая накопленная сумма списаний долгов с 1991 по 2019 г. в пользу стран Африки со стороны России составила сумму более чем $20 млрд [31] .

Итоговая сумма прощенных Россией государственных долгов [ править | править код ]

В таблице ниже есть риск дублирования списаний, так как заключение соглашения "Об урегулировании. " и его ратификация могут быть сильно растянуты по времени.

Всего, если считать только крупные кредиты, которые превышают $1 миллиард, то получится, что за 20 лет Россией было списано около $140 млрд [32] .

Российская Федерация начала свою историю существования с 1991 года сразу после распада Советского Союза. Новое государство полностью признало за собой долги СССР. При этом вышедшие из Союза республики были полностью освобождены от каких-либо обязательств по возвращению этих долгов. Также РФ возложила на свои плечи долговые обязательства Царской России. В настоящее время среди государств, которые были и являются членами "большой восьмерки", РФ находится впереди всех по количеству долговых списаний. Общий объем списанных долгов превышает 130 миллиардов долларов (это 8,45 триллионов руб. при курсе 65 руб. за доллар). Это значение равно примерно 194 млн. средних зарплат (по 2018 году) или 44% бюджета на 2019 год.

Лидеры по списанным долгам

Наиболее четко прослеживается три лидирующих по списаниям должника:

  1. Республика Куба: списано 31,7 миллиарда долларов, еще осталось 3,5 миллиарда долларов. Большую часть долговых обязательств этому государству РФ простила в 2014 году.
  2. Республика Ирак: списано 21,5 миллиарда долларов. Российская Федерация осуществляла списание долгов этому государству дважды (в 2004 и 2008 годах). Целью списания долговых обязательств было обеспечение приоритета нашим компаниям на иракском рынке.
  3. Африканские страны: списано свыше 20 миллиардов долларов. Основное списание было осуществлено еще в 1997 году. Перечислим несколько из государств, которым простили долг: Мозамбик, Танзания, Мали и так далее.

График. Сколько Россия простила долгов странам?

Все списания

Таблица. Сколько долгов простила Россия по годам?

Заметка
Читайте также:  Сбербанк в гусь хрустальном график работы
Год списания Государство Значение, млрд. долларов
1992 Никарагуа 2,55
1996 Ангола 3,5
2000 Вьетнам 9,53
2001 Эфиопия 4,8
2003 Монголия 11,1
2003 Лаос 0,96
2004 Никарагуа 0,344
2004 Ирак 9,8
2005 Эфиопия 1,1
2005 Сирия 9,782
2006 Алжир 4,7
2007 Афганистан 11,1
2008 Ирак 12
2008 Ливия 4,5
2010 Монголия 0,18
2012 КНДР 11
2013 Киргизия 0,5
2014 Куба 31,7
2014 Узбекистан 0,865
2016 Монголия 0,172
2017 Киргизия 0,24
Итого 130,423

Почему государству выгодно прощать долги?

Внешние долги государства списываются по взаимному согласию 2х стран (или более). На такие уступки страна идёт неспроста. Зачастую предлагаемый эквивалент вместо долгового обязательства более ценен, чем денежные средства. Списание долгов Россия производит по нескольким причинам:

  1. Высока вероятность того, что страна-должник полностью не возвратит денежный долг никогда. Наша страна считается приемником СССР. После распада возникла ситуация, при которой наша страна-кредитор перестала существовать, а по этой причине многие ее страны-должники решили признать несостоятельность финансовых долгов, которые они получили от СССР. Также внутри самой страны-должника могут произойти политические изменения (полное уничтожение, объединение с другими государствами, распад или же революция). В этих случая долг заменяется эквивалентом: экономически-выгодные сделки, выплата ресурсами, полезными ископаемыми. Долг может быть выплачен посредством модернизации или покупки нового вооружения или военной техники у России. Это позволяет экономить нашей стране, как кредитору, немалые средства и сохранять конкурентоспособность на рынке вооружения.
  2. С некоторыми странами выгодно поддерживать дружеские отношения с политической точки зрения. Если страна-должник находится в зоне интереса страны-кредитора, то списание долга может обернуться поддержкой во многих политических вопросах, военной поддержкой, усилением авторитета России.
  3. Кредитная способность России в мире также может быть поддержана при помощи списывания долгов. Кредит может быть прощён одному государству, но при этом предоставлен другому, но с меньшим %. И эта страна может оказаться платежеспособной. Таким образом повышается финансовый имидж страны.
  4. В большинстве случаев нельзя продать долг третьей стране. Если государство нестабильно, то никто не захочет вешать на себя финансовое обязательство. Более выгодным шагом будет обмена долга на политическую поддержку и сотрудничество.

С 2005 года Россия простила долгов на 90 млрд. долларов разным странам. Наибольшим среди них считается долг Кубы (он составлял почти 32 млрд и был списан в 2014 г). Оставшуюся сумму (3,5 миллиарда) Куба будет выплачивать нашей стране в течение ближайшего десятилетия. Такой поступок со стороны нашего правительства обернулся рядом преимуществ – экономическим сотрудничеством и поддержкой с Кубинским государством в различных сферах (медицина, культура, безопасность, транспорт, энергетика, технологии). Было также разрешено пользоваться природными ресурсами этого государства – возле берегов Кубы будет добываться нефть российскими компаниями.

Списание долговых обязательств Россия оборачивает в свою пользу слебующими способами:

  1. Получение приоритета Россией при возведении АЭС (если она будет строится в стране-должнике), что дает экономическую выгоду строительным компаниям. Наши станции работают на нашем ядерном топливе, что увеличивает спрос и расширяет российский рынок сбыта. Это расширяет нашу сферу влияния на международном рынке.
  2. Получении преференции и обязательств со стороны страны-должника покупки военной техники и вооружение российского производства. Также нужна постоянная модернизация вооружения, что способствует появлению новых разработок внутри нашей страны в этой сфере. Всё это непосредственно влияет на сохранение рабочих мест и удерживание внутри страны крупных специалистов.
  3. Получение приоритета в продаже продуктов питания. Этот вариант сотрудничества даёт возможность пополнять госрезервы свежими продуктами и обеспечивать развитие сельского хозяйства.
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector